Форсунка (топливный инжектор) — деталь двигателя, предназначенная для впрыска горючего. Благодаря ей уменьшается расход топлива, увеличивается производительность мотора, повышается экологичность. Загрязнение форсунок приводит к нарушениям в работе мотора. Проявляется неравномерными оборотами, снижением мощности, увеличением расхода топлива.
Чистка инжектора восстанавливает нормальные функции системы впрыска. Для очищения деталей системы используют топливную рампу, специальные жидкости и ультразвук. Чтобы выполнить ультразвуковую процедуру, используют стенд для чистки форсунок. При помощи его чистят и проверяют состояние инжекторов. Если предварительно не очистить инжекторы от загрязнений, невозможно точно определить пригодность к дальнейшей эксплуатации.
Причины загрязнения деталей
Форсунки в современных автомобилях установлены во впускном коллекторе или камере сгорания в головке блока цилиндров. В первом случае речь идет о распределенном впрыске, во втором — о непосредственном. Система непосредственной (инжекторной) подачи топлива отличается преимуществами:
- экономичный расход топлива;
- повышенная экологичность двигателя;
- улучшенная производительность мотора.
Среди недостатков системы непосредственной подачи горючего стоит отметить подверженность загрязнениям и образованию нагара. Загрязнение каналов распылителя происходит в процессе работы мотора. Основные загрязнители:
- осадок и тяжелые фракции топлива;
- остаток несгоревшей топливной смеси;
- побочные продукты работы двигателя.
Песок и частицы ржавчины могут попасть в инжекторы из-за сильного загрязнения и повреждения топливного фильтра. Толщина распылительных каналов в современных форсунках составляет несколько микрон. Даже небольшие загрязнения ухудшают проходимость каналов. Факторы, которые ускоряют загрязнение форсунок:
- использование некачественного топлива;
- езда с частыми остановками на светофорах и в пробках;
- интенсивная эксплуатация транспортного средства.
Загрязнение элементов системы впрыска сопровождается пропусками зажигания, ухудшением процесса воспламенения и ходовых характеристик автомобиля.
Способы промывки
Самый простой способ очистки элементов системы впрыска — промывка при помощи специальных присадок для топлива. Специальную жидкость добавляют в топливный бак перед заправкой и продолжают эксплуатировать автомобиль в обычном режиме. Очищение форсунок происходит за счет моющих компонентов, которые содержатся в присадках. Недостатки метода:
- невозможность контролировать результат;
- низкая эффективность;
- температурные ограничения (отсутствие результата при температуре ниже -5°C).
Очистка при помощи стенда — самый эффективный способ удалить загрязнения с распылителя. Единственный недостаток — необходимость демонтировать форсунки перед процедурой. Инжектор погружают в специальную чашу с жидкостью, через которую проходят ультразвуковые волны. После чистки на стенде выполняется тест, который помогает выяснить:
- целостность и герметичность инжектора;
- факел распыла;
- эффективность распыла (объем налива).
Результат очистки наблюдается наглядно и при помощи тестирования. Как показывает практика, ультразвуковая промывка форсунок на стенде помогает восстановить производительность детали в 80%. В остальных случаях требуется замена инжектора из-за значительных механических повреждений и утраты функциональности.